«Москвич-400» стал второй попыткой создать недорогой массовый автомобиль в СССР (довоенный завод КИМ успел сделать лишь 450 автомобилей). Завод МЗМА, будущий АЗЛК, создавали специально для этого. Технически «Москвич-400» был точной копией довоенного Opel Kadett K38. По слухам, сам Сталин запретил вносить в его конструкцию какие-либо изменения до запуска в производство.
Однако на разбомбленном заводе Opel сохранились лишь жалкие остатки оснастки и документации. Пришлось восстанавливать их силами спешно собранного советско-немецкого конструкторского бюро, что было немногим проще, чем спроектировать машину заново.
Вначале «Москвич» не пользовался спросом, но к 1950 г. за ним выстроились очереди, поскольку стоил он ровно в 2 раза дешевле «Победы».