Вы здесь

Aston Martin

 
Страна: 
Англия
Год основания: 
1913
Основатели: 
Лионель Уокер Берч Мартин, Роберт Бэмфорд

Фирма Aston Martin начала свое существование в 1913 году. Основателями считаются Лионель Уокер Берч Мартин и Роберт Бэмфорд. Изначально компания носила название Bamford & Martin Ltd, по имени своих основателей, но вскоре оно было изменено на Aston Martin в честь победы Мартина в гонке на холме Астон.

Первый логотип компании
Первый логотип компании

Первый автомобиль фирмы был создан в 1915 году. Построен он был с использованием шасси Isotta-Fraschinni с установленным на него двигателем Coventry-Simplex объемом 1,4 литра. К сожалению Первая мировая война замедлила развитие компании, и после того как война кончилась Бэмфорд отказался продолжить работу с Мартином, покинув фирму в 1920 году. Но Мартин нашел себе спонсоров и продолжил работу. Второй автомобиль начал выпускаться в 1920 году и считается первым автомобилем, полностью разработанный компанией Aston Martin. В этом же году был придуман логотип компании. В то время он выглядел как переплетенные буквы A и M.

Поскольку компания была нацелена на выпуск автомобилей спортивного класса, у нее всегда были определенные трудности, связанные с финансами. После Роберта Бэмфорда поддержку оказывал Граф Луи Зборовски, но к сожалению, он погиб в 1924 году, и компания была перекуплена за шесть тысяч фунтов стерлингов инженером Вильямом Ренуиком совместно с его итальянским компаньоном Аугусту Чезаре Бертелли. Им удалось разработать двигатель, который монтировался на автомобили фирмы вплоть до 1936 года. Это был новый 1,5 литровый силовой агрегат с верхним расположением распределительного вала.

В 1926 году Лионель Мартин, основатель компании, покидает фирму, а так как Бертелли был больше инженером, нежели предпринимателем, в 1932 году владельцами и инвесторами становятся Билл Ренвик, Август Бертелли совместно с Леди Чарнвуд, а название меняется на Aston Martin Motors.

Сразу после этого начинается производство Aston Martin 11,9 HP, и в 1934-1936 годах автомобили компании, а именно Aston-Martin Ulster занимают призовые места в «24 часа Ле-Ман».

После компания решает начать выпуск дорожных автомобилей. Так свет увидел модель Speed. И, хотя это был автомобиль общего пользования, имея спортивные корни у него была соответствующе высокая цена и позволить его могли только люди высшего класса.

В 1939 году началась разработка нового автомобиля Atom, который стал прародителем серии DB. Изобрел его инженер Астона Клод Хилл. Это был уникальный автомобиль. Он имел независимую подвеску спереди, предварительное переключение скоростей Cotal -  с электромагнитными сцеплением и цельный кузов. И в 1940 году этот автомобиль был представлен на Лондонском Моторшоу.

Во время Второй мировой войны компания переключилась на производство деталей для военной техники, а после ее окончания, в 1947 году, фирма снова меняет руководство. Новым владельцем становит Дэвид Браун. Он продолжает вкладывать средства в модель Атом, и добавляет в название свои инициалы – DB. В 1948 году были выпущены первые автомобили на базе Атома – DB1. Партия была небольшой, всего 15 штук. Через пару лет в свет вышла вторая версия DB – DB2. Они имели 2,6-литровый двигатель мощностью 105 лошадиных сил. Так же появились гоночные версии DB-3S и DBR и имели мощность выше 200 лошадиных сил. В 1959 году была разработана версия DB4. Она имела 3,7-литровый двигатель, состоящий из алюминия, два верхних распределительных вала, а мощность оставляла уже 240 лошадиных сил. Разработал этот агрегат конструктор Тадек Марек. Так же для данной модели была реализована новая подвеска заднего моста на продольных рычагах и торсионах. Кузов был обновлен и стал легче, нежели предыдущие его версии.

Aston Martin DB-4 1960 год
Aston Martin DB-4 1960 года

В 1960, в кузове Zagato, было выпущено 19 спортивных моделей DB4 – DB-4GT. Поражает качество данных автомобилей – они все сохранились до наших дней.

В 1963 году началось производство DB5, в который установили другой двигатель. Он имел объем 4 литра и мощность около 280 лошадиных сил, а через пару лет был выпущен DB-6, мощность которого составила более 320 лошадиных сил, кроме этого данный автомобиль уже вмещал четырех человек, когда его предшественники только двух. А в конце 60 годов на базе данного аппарата начали выпускать мощные модели DBS и DBS Vantage, с 6-ти цилиндровыми двигателями. В последствии на них начали ставить V-8 объемом 5340 кубических сантиметров, с мощностью до 450 лошадиных сил.

К сожалению, Aston Martin снова настиг финансовый кризис. В 1972 году Дэвид Браун продал компанию фирме Development Ltd. Новым владельцам пришлось изрядно потрудиться, чтобы преодолеть все трудности. После 1975 года рассматривалось решение о полном закрытии Aston Martin, несмотря на это фирма продолжала работу.

В 70-е годы собирались автомобили купе Vantage и кабриолеты Volante, уже без приписки DB. Были данные автомобили в очень дорогом исполнении и имели мощные 5,3-литровые двигатели V-8, мощностью 340 и 390 лошадиных сил. В данных моделях появились первые системы прямого впрыска (инжектор) и устанавливались американские автоматические коробки передач.

С 1976 года начался выпуск небольшой серии автомобилей Lagonda. Отличием данной машины был длинный клиновидный капот. Двигатель был что и на Vantage и Volante — 390 сильный V-8 работающий совместно с автоматической коробкой передач от Chrysler. Данный автомобиль начал продаваться в 1978 году и вначале стоил 33000 Фунтов Стерлингов, однако к 1980 году его цена возросла до 55000 Фунтов. И если простой обыватель не мог себе позволить данный автомобиль, то в Саудовской Аравии он был довольно популярен.

Однако это не решало финансовые проблемы фирмы. До 1987 года фирма меняла несколько владельцев, пока ее не выкупил Ford. Так как Ford была опытной автомобильной компанией, дела Aston Martin пошли вверх. Продолжился выпуск Vantage и Volante, а также нового купе Virage. Полностью фирма возродилась после 1993 года, когда вернули культовое обозначение DB и была выпущена Aston Martin DB7.

Обычно компания собирала около сотни автомобилей в год, однако в 1995 было выпущено более 700 автомобилей, что стало рекордом фирмы на то время. В течении всех девяностых готов Aston производила только три модели – Virage, Vantage и Volante. Они имели привычные V-8, однако получили 4 клапана на каждый цилиндр и объемные нагнетатели, что позволило повысить мощность до 550 лошадиных сил и более.

Aston Martin V12 Vanquish модель S
Aston Martin V12 Vanquish модель S

В 1999 году на Женевской автовыставке представили DB7 версии Vantage. Данная модель получила двигатель V-12 объемом 6 литров и мощностью чуть более 400 лошадиных сил. Этот автомобиль мог развить скорость до 290 километров в час, а разгон до 100 достигался менее чем за 5 секунд. К 2000 году автомобиль сменил название на Aston Martin V12 Vanquish, стал еще мощнее, а новые материалы позволили сделать машину легче, что так же положительно сказалось на ходовых качествах. На то время он считался самым технически развитым автомобилем, практически все действия обрабатывались компьютером. В 2004 году была выпущена модификация S с модернизированной коробкой передач и подруливающими лепестками, однако она подверглась жесткой критике, так как пропала плавность в управлении автомобиля.

В 2003 году был открыт новый завод в Гейдон, на котором началось производство DB9.

После 2007 года консорциум возглавил Дэвид Ричардс. Под его руководством была организована демонстрация надежности V8 Vantage. Автомобиль проехал 12 тысяч километров от Токио до Стамбула, а после еще по европейской сети автомагистралей чуть больше 3 тысяч километров. Акция была вполне успешной, что позволило компании открыть свое представительство в Шанхае и Пекине.

В 2013 году Aston Martin заключила контракт с Daimler AG. С того времени новые автомобили поставляются с современными двигателями Mercedes-AMG. Первым автомобилем с технологиями от Mersedes стала DB11, которую анонсировали в 2016 году на Женевской автовыставке.

Интересный факт, что производство автомобилей ограничено по сравнению с другими компаниями, и они практически все выпускаются вручную, поэтому каждая модель имеет табличку, на которой указаны те, кто отвечал за сборку.


Aston Martin Джеймса Бонда - DB5
Aston Martin Джеймса Бонда - DB5

Хочется отдельно вынести вклад кинематографа в развитие марки, ведь именно на Aston Martin уже более 50 лет ездит Джеймс Бонд, агент 007, хоть и не во всех фильмах. На самом деле в Бондиане Aston Martin появился еще в книгах. Один из фанатов романа предложил посадить Джеймса Бонда за руль Aston Martin. Создатель произведения, Ян Флеминг, прислушался к просьбе поклонника и в произведении «Голдфингер», выпущенном в 1957 году, главный герой ездил на DB3. А в экранизации данной книги, вышедшей в 1964 году, главный герой сидит за рулем выпускавшийся в то время DB5, которую оснастили различными «примочками» для фильма, вроде пуленепробиваемых стекол, домовой завесы, разбрызгивателем масла и прочими прелестями, которые так необходимы автомобилю секретного агента. После данной картины Aston Martin стал ассоциироваться с Джеймсом Бондом и не один раз появлялся в фильмах. Например, модель DB5 появлялась в фильмах «Шаровая молния», «Золотой глаз», «Завтра не умрет никогда» и даже в современных «Казино Рояль» и «Координаты «Скайфолл».

«На секретной службе Её Величества» Джеймс Бонд сидел за рулем Aston Martin DBS Vantage, однако сам герой данного фильма ездил не часто и автомобиль был далеко на заднем плане.

В 1987 году выходит «Искры из глаз», где Джеймс Бонд уже на Aston Martin V8 Vantage Series III.

В 2002 году - «Умри, но не сейчас», агента 007 сажают за руль Aston Martin V12 Vanquish, а в 2006 и 2009 году на Aston Martin DBS, в «Казино Рояль» и «Квант милосердия». Кстати, для «Квант милосердия» была создана специальная DB10, на базе V12 Vanquish.

А в последнем фильме, на момент написания статьи, «007: Спектр», использовался Aston Martin DBS V12.