Вы здесь

Джованни Савонуци

 
Giovanni Savonuzzi
Полное имя: 
Giovanni Savonuzzi
Годы жизни: 
с 1911 по 1987
Происхождение: 
Италия
Деятельность: 
Дизайнер

Джованни Савонуци родился 28 января 1911 года в Ферраре, Италия.

В Джовани сочетались такие редкие качества как совершенный технический ум и дизайнерский артистизм, ведь он был не только блестящим дизайнером, но превосходным инженером.

В 1939 году окончил Политехнический университет Турина и став доцентом в области аэронавтики и прикладной механики и устроился на авиационный завод двигателей FIAT.

После войны, с 1945 по 1948 годы он был директором Cisitalia, за эти три года он завершил работу над такими проектами как гоночный автомобиль D46, разработал дизайн Spider Nuvolari и спроектировал шасси 001CMM, сегодня известную как «Aerodynamica Savonuzzi». Так же он изобрел выхлопную систему с прямотоком.

С 1948 по 1949 годы Джованни занимал пост директора SVA – Societa Valdostana Automotori, где ему удалось достичь новых высот. Он был полон энергии и новых идей. Связавшись с американскими инвесторами, он предложил свои услуги по разработке гоночных автомобилей Midget, которые были популярны в то время в США.

Катер конструкции Джовани установивший рекорд скорости
Катер конструкции Джовани установивший рекорд скорости

После, Джованни Савонуци, совмещая в себе инженера и дизайнера, разработал в 1953 году Alfa Romeo 1900 Ghia Supersonica, которая участвовала в Милле Милья.

Когда распалась SVA Джованни стал работать внештатным консультантом в Panhard, Volkswagen и Lesco, параллельно читая лекции в Политехническом университете Турина. В течении этого времени он сконструировал катер с подвесным мотором, который установил мировой рекорд скорости, а внештатное консультирование в Cisitalia привело к созданию 202D, которая приводилась в движение морским двигателем Botta & Puricelli. А в 1952 году он опять начал работать в Cisitalia.

Во время работы в Cisitalia Джованни хотел объединить трансмиссию и двигатель Ford со своим прототипом 808XF для создания мощного автомобиля класса Gran Turismo. Первые такие автомобили были построены в 1952 году. В 1953 году Генри Форд II согласился профинансировать еще четыре прототипа, а позже, в этом же году были построены Купе и Кабриолет версии. Но Corvette и Thunderbird затмили работы над Cisitalia.

Как ни странно, это было только начало карьеры Джованни Савонуци.

Cisitalia 808XF
Прототип Cisitalia 808XF

В 1953 году Джованни работал с Ghia – дизайнерским ателье, которое сотрудничало с множеством автомобильных компаний. К проектам Джованни можно отнести заказы для Alfa Romeo и Fiat серии того времени, а также Ghia Gilda. Его опыт в авиационной промышленности и образование аэронавтики позволяли создавать автомобили с потрясающей аэродинамикой. Он так же был первым, кто решил проверять автомобили в аэродинамической трубе. Опыты с аэро-трубой отражены во многих дизайнерских конструкциях Ghia, в том числе Adventurer II и Chrysler Dart.

Сложно сказать, на сколько проектов повлиял Савонуци, ведь даже участники конференции Ghia в 2001 году признали, что в то время из дизайнеров не делали выдающимися личностями и их никак особенно не отмечали.

В середине 50-х годов в Chrysler был отдел, занимающийся обороной и космическими разработками и, так как Джованни работал в авиационном подразделении Fiat, ему удалось попасть в этот отдел, а в 1957 году устроился помощником инженера в Департамент автомобильных турбин.

Джованни Савонуци посвятил 11 лет Chrysler, до его ухода в 1969 году было подано более 30 патентов на имя Савонуци. К 1962 году Джованни дослужился до главного инженера.

К началу 1960 года Chrysler наращивает производство прототипов Ghia. В результате технические и конструктивные знания Джованни бесценны для компании. Практически все автомобили Ghia строились с турбиной.

Джованни возле своего белого прототипа Chrysler Turbine
Джованни возле своего белого прототипа Chrysler Turbine

В мае 1963 году Марио Боано пишет Савонуци, предлагая возможность управлять Ghia, но Джованни отказался, так как хотел вернуться в Fiat и как раз в это время вел переговоры со своим другом Данте Джакозом на эту тему, но что-то не согласовалось. Позже, в этом же году, Джованни снова пытался уйти из Chrysler, но он хотел иметь какое-либо признание за работу в компании. А Джордж Хюбнер не хотел терять Савонуци и дал тому понять, что если Джованни уйдет, то ему сократят пенсию и льготы вплоть до нуля.

Крайне недовольный этим фактом Джованни остался в Chrysler и продолжил работу над Chrysler Turbine. Неизвестно, что именно делал Джованни в эти годы. Но все-таки вернулся в 1969 году Джовани вернулся в Fiat, а Хюбнер методично уничтожал все следы Савонуци пытаясь стереть его достижения из истории в разработке Turbine.

Обратившись к Джанни Аньелли Савонуци получил должность директора по исследованиям и разработкам в Fiat, что важно ему компенсировали пенсию, которую он потерял после ухода из Chrysler.

В Fiat Савонуци работал над альтернативными формами автомобильной тяги, включая электромобили. Но он уже пришел к выводу, что в обозримом будущем наибольшей экономии нужно достигать с помощью двигателей внутреннего сгорания, но построенными по более высоким стандартам.

Джованни Савонуци ушел из Fiat в 1977 году, но продолжил там подрабатывать в роли консультанта, а также в некоторых других организациях. Делал он это вплоть до своей смерти 18 февраля в 1987 году, в возрасте 77 лет.