Вы здесь

Энтони Колин Брюс Чепмен

 
Энтони Колин Брюс Чепмен Anthony Colin Bruce Chapman
Полное имя: 
Anthony Colin Bruce Chapman
Годы жизни: 
с 1928 по 1982
Происхождение: 
Англия
Деятельность: 
Инженер
Предприниматель

Энтони Колин Брюс Чепмен родился 19 мая 1928 года в пригороде Лондона. С самого рождения, как и у многих знаменитых автокоинженеров, у него была склонность, а главное желание к конструкторскому делу и автомобилям. После окончания школы, в 17 лет, юный Колин поступает в Лондонский университет на инженера-механика, а в 18 лет, одновременно с учебой, решает заняться ремонтом автомобилей с последующей их перепродажей. Данная профессия позволила ему досконально изучить конструкцию автомобиля, что потом помогло ему в его деле.

К окончанию института Чепмен занялся конструированием своего первого автомобиля. Это был Mk1 основанный на Austin7, для участия в популярном в то время автотриале. К концу 1948 года, окончив институт со степенью бакалавра, Чепмен ушел на службу в Королевский военно-воздушный флот, однако свое увлечение он не оставил и разработал Mk2. Автомобиль так же имел шасси от Austin, однако юный инженер установил на него более мощный двигатель Ford 10. Вскоре Колин решил, что карьера военного не для него, так как мешала его увлечению. В 1949 году он оставил службу и устроился на работу в de Haviland – авиастроительную фирму, а в свободное от работы время так же продолжал работать над своим очередным проектом, в этот раз это был Lotus Mk3, предназначенный для Формулы-750. Модель была настолько удачная, что организаторам соревнований пришлось пересмотреть технические требования к транспортным средствам, участвующих в состязаниях.

Автомобили Колина Чепмена были замечены, некоторые даже лично обращались в Колину, чтоб он собрал для них автомобиль, и тогда Чепмпен решает открыть свою автомобильную компанию. Однако у него не было денег, чтобы зарегистрировать торговую марку. В этом деле ему помогла его возлюбленная - Хейзел Уильямс. Она дала Чепмену нужную сумму – 25 фунтов и в 1952 году появилась Lotus Engineering. На самом деле ничего не изменилось, Колин так же продолжал «перебирать» старые автомобили в гараже с коллегами, однако теперь делал это официально. А так как фирмой Lotus кроме Чепмена руководил еще Майкл Аллен, Колин пока не бросал основную работу, хоть и сменил de Haviland на British Aluminium.

Командой Чепмена были собраны модели Mk4 для Лоусона и Триала, Mk5 для Формулы-750, а Mk6 на пространственной трубчатой раме принес Колину с коллегами уже практически мировую известность в гоночном мире. В тесном сотрудничестве с Фрэнком Костином, ответственным за аэродинамику, был спроектировала невероятно обтекаемый кузов для Mk8, а сам автомобиль был признан лучшим спорткаром в своем классе.

Однако, в 1954 году, Майкл Аллен покинул Lotus, и Колин остался единственным руководителем, что не позволило ему работать на основной работе и он полностью посвятил себя своей компании уйдя из British Aluminium. Формально Колин разделил фирму на две части. Первая - Lotus Team – занимавшаяся автомобильными гонками и конструированием автомобилей для них. Вторая – это Lotus Engineering, которая отвечала за выпуск дорожных автомобилей и запчастей для их обслуживания. Несмотря на малую мощность двигателя автомобили Lotus были очень легкие и имели невероятную динамику и управляемость. Данные показатели являются отличительной чертой автомобилей Lotus до сих пор.

В 1957 году Колин разработал всемирно известный Lotus Type 14, наиболее известный как Lotus Elite. Это был инновационный автомобиль, кузов полностью был выполнен из стекловолокна, а жёсткая трубчатая рама и независимая подвеска с небольшим мотором Coventry-Climax в 80 лошадиных сил принесли автомобилю множество побед. И хотя в 1959 году данный автомобиль пришел всего восьмым в Ле-Мане, это был очень хороший результат для автомобиля серийного производства. К сожалению, все эти качества достигались высокой ценой в производстве данного автомобиля.

В 1956 году к Колину обратился Тони Вандервелл, которому требовалась помощь в разработке шасси для болида его команды. Чепмен с удовольствием взялся за работу и разработанный при его участии Vanwall VW2 сразу же позволил Стирлингу Моссу взять Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Впечатленный талантами Колина, Тони Вандервелл предложил ему участвовать в своей команде, в роли третьего пилота, но во время квалификационного заезда Колин столкнулся с Майком Хоторном и Чепмен решил, что карьера гонщика не для него.

В 1958 году Lotus Team стала участвовать в Формуле-1 сама, а с 1960 года к ней присоединился Джим Кларк, принесший первые успехи команде в состязаниях.

По-настоящему всемирная слава пришла в Колину Чепмену в 1961 году, когда был спроектирован Lotus 25 – самый легкий автомобиль серии Формула-1 того времени. Автомобиль имел сходство с самолетом. Водитель принимал полулежачее положение, а руль держал вытянутыми руками – как пилот в истребителе. До Lotus 25 гоночные болиды собирались из стальных труб и обшивались алюминиевыми листами, а Колину пришла идея собирать автомобиль из двух алюминиевых понтонов, которые являлись бы сторонами автомобиля, а скреплялись они между собой передней и задней подвеской, образовывая единое шасси. Данная идея позволила облегчить автомобиль, при этом усилив его жесткость и уменьшить сопротивление воздуха, за счет низкой лобовой площади. Увеличение таким образом аэродинамики привело к повышению скорости автомобиля.

Еще несколько новшеств, которые принес Колин Чепмен в Формулу-1 - это антикрылья, которые он использовал в своих автомобилях, монокок, смещение радиатора на боковую часть болида, «граунд-эффект» и гидравлическая активная подвеска. Так же есть версия, что это он придумал размещать рекламу на гоночных болидах. Из-за отсутствия финансирования Колин наносил логотипы компаний, которые предоставляли ему за это топливо, шины и другие комплектующие для автомобиля.

К сожалению автомобили Колина имели свой успех в ущерб безопасности водителя, и после многочисленных смертей гонщиков при авариях на его автомобилях, Чепмен начал «сдавать позиции». Сезон 1978 года был последним, когда команда Lotus выигрывала. После него, большинство изобретений Колина, включая двойное шасси, были признаны незаконными, в последствии FISA запретила и «граунд-эффект». Самое странное, что команда Brabham использовала гидропневматическую подвеску, которая фактически создавала все тот же «граунд-эффект», однако данная разработка не вызывала у FISA никаких вопросов.

Критика журналистов из-за летального исхода с участием автомобилей Lotus повлияла на команду, и Колину ничего не оставалось, кроме как наблюдать на закат его карьеры. Ему это далось не легко и 16 декабря 1982 года Колин умер от инфаркта. Было ему на тот момент всего 54 года.