Вы здесь

Феликс Генрих Ванкель

 
Феликс Генрих Ванкель Felix Heinrich Wankel
Полное имя: 
Felix Heinrich Wankel
Годы жизни: 
с 1902 по 1988
Происхождение: 
Германия
Деятельность: 
Инженер

Феликс Генрих Ванкель родился 13 августа 1902 года в городе Лар, Германия. Ванкель был слабым ребенком и страдал сильной близорукостью, из-за чего образование получал в основном дома. В 1914 году его отца призвали на службу, где он погиб в первые годы войны и мать осталась одна с больным ребенком. Им пришлось переехать поближе к родственникам в Хайдельберг. Там, в 1921 году, Ванкель сдал экзамены в местной гимназии, но, к сожалению, в университет поступить ему не удалось, и он начал искать работу. Из-за слабого зрения он не мог получить рабочую профессию, поэтому пришлось устроиться в книгопечатное издательство на низкую должность. Однако он не унывал, и в процессе работы занимался самообразованием, изучая техническую литературу и откладывая деньги на свое дело. И 1924 году Ванкель открыл свое собственное конструкторское бюро.

Несмотря на свой тихий характер Ванкель за свою жизнь дважды побывал в тюрьме. После первой мировой войны Ванкель вступил в ряды Национал-социалистической немецкой рабочей партии, поверив в идею крайнего национализма, однако, когда в 1933 году к власти пришли фашисты, демонстративно ее покинул, из-за чего его признали врагом правящего режима и посадили в тюрьму, но так как он не совершал никаких преступлений, через полгода был отпущен. Второй раз получилось наоборот. В 1936 году Феликс Ванкель начал работать с компаний BMW, участвуя в разработке авиационных двигатель для Люфтваффе вплоть до окончания войны. Когда война кончилась его обвинили в сотрудничестве с нацистским режимом и посадили в тюрьму на два года.

До того, как Ванкель попал в тюрьму первый раз, он начал разработку роторно-поршневого двигателя. Выйдя из тюрьмы им был подан патент, который рассматривали 3 года, и в 1936 году он его получил, вместе с приглашением работать в Линдау на BMW, которая заинтересовалась его идеями. Конечно работы по заказу BMW отодвинула его личные разработки двигателя на второй план, но к 40-м годам ему удалось построить несколько прототипов своего роторно-поршневого двигателя.

Проблема данного двигателя в то время была то, что Ванкель не мог подобрать оптимальную форму ротора и внутренней полости мотора. По ряду причин только к 50-м годам он смог решить эту проблему. Так в 1942 году Ванкеля перевели в конструкторское бюро DVL, разрабатывающее моторы для военной авиации и катеров, а лабораторию в Линдау распустили. А после окончания войны его посадили в тюрьму.

После выхода из тюрьмы, в 1947 году, Ванкелю жилось трудно. Денег было мало, источником дохода были частные заказы по ремонту автомобилей. Однако усердный труд принес свои плоды и в 1951 году компания «Гётце» выделила средства на восстановление лаборатории в Линдау и Ванкель продолжил свою работу над роторно-поршневым двигателем. Главным заказчиком стала немецкая фирма NSU, сделавшая заказ на мотор для легкого мотоцикла.

Однако данный двигатель разработал вовсе не Ванкель, а Вальтер Фройде – конструктор компании NSU. Он был вдохновлен работой Ванкеля и в 1957 году нашел оптимальное сочетания формы ротора и камеры сгорания. Конечно Ванкель в начале 50-х делал двигатель «Ванкеля», но он не мог нормально работать и не был пущен в серийное производство. Даже двигатель, разработанный при участии Вальтера Фройде, был довольно ненадежен, хотя и принес команде NSU мировой рекорд скорости спортивного мотоцикла – 193 км/ч. Ванкель потратил немало сил и нервов, чтобы уговорить руководство NSU продолжить финансировать проект.

И 1 февраля 1957 года на стенд был установлен новый двигатель от Ванкеля-Фройде, и проработал более 100 часов, хотя и завелся только с третей попытки. Данный двигатель, конечно с некоторыми доработками был позже установлен на NSU Spider, и после этого роторно-поршневые двигатели вышли в свет.

В 1960 году Ванкель переоборудовал лабораторию в Линдау и она стала исследовательским центром, где он со своими инженерами занимался доработкой двигателя Ванкеля-Фройда. Несмотря на то, что удалось найти оптимальную форму ротора и камеры сгорания, проблема надежности уплотнения самого ротора, которое должно препятствовать прорыву газов, осталась.

Вскоре Ванкелю удалось сконструировать надежный уплотнитель, используя легированную сталь. В 1964 году был представлен улучшенный роторно-поршневой двигатель, который одобрило руководство NSU и его пустили в серийное производство. Ставился данный двигатель преимущественно на NSU Ro 80, который стал первым массовым автомобилем с роторно-поршневым двигателем. А к 1970 году патент на двигатель «Ванкеля» приобрели все ведущие автомобильные компании и занялись собственными разработками, однако только некоторым из них удалось сделать что-то по-настоящему стоящее.

После перехода NSU под контроль Volkswagen, Ванкель продолжил работать в своем центре в Линдау, усовершенствовавшая свой двигатель, но в основном по заказам японской компании Toyo Kogyo, которая сейчас нам известна как Mazda, а также для советского «ВАЗ». Mazda занялась разработкой двигателей «Ванкеля» серийно, и установкой их на свои суперкары серии RX, а «ВАЗ» ограничилась только мелкосерийным производством для силовых структур. А с 1998 года двигателями «Ванкеля» занимается только Mazda.

Ванкель не оставлял своего увлечения роторно-поршневыми двигателями вплоть до своей смерти. Умер Феликс Генрих Ванкель 9 октября 1988 года в Хайдельберге. Было ему 86 лет.