Вы здесь

Система смазки

В автомобильном двигателе большое количество движущихся деталей. Это — коленчатый вал, поршневые кольца, перемещающиеся по стенкам цилиндра, и т.д. В общем они называются «пары трения». Пары — потому, что, как правило, это две детали, а трения — потому, что они трутся друг о друга. Чтобы уменьшить износ, возникающий при трении, применяется смазка. В двигателе — это жидкое автомобильное масло.

А подачу масла ко всем парам трения обеспечивает система смазки. Но это — только одна из ее основных функций. Система смазки отводит от трущихся деталей продукты их износа, хранит необходимый запас масла, очищает его, охлаждает, да еще и следит, чтобы каждой паре трения досталась своя определенная порция масла, да еще под необходимым давлением.

Так что система смазки — это очень важная часть автомобильного двигателя.

А теперь внимательно рассмотрим рисунок и поймем, как же устроена система смазки.

Емкостью, где хранится запас масла, является масляный поддон, установленный на двигателе снизу. Там же масло и охлаждается. Если такого охлаждения недостаточно, то в системе смазки устанавливают собственный масляный радиатор, аналогичный тому, который применяется в системе охлаждения. Уровень масла мы контролируем по специальному щупу — металлическому стержню с нанесенными на нем рисками. Вынимая щуп из поддона, мы проверяем — достаточно ли в нем масла.

В теле двигателя просверлено множество каналов для подачи масла к движущимся деталям. Все их нужно смазать. Накачивает масло в каналы масляный насос. Как правило, он состоит из двух шестеренок, которые качают масло при помощи своих зубьев. Приводит их в действие коленчатый вал двигателя.

Сразу после насоса масло попадает в фильтр, который очищает масло от всех вредных примесей, и только потом чистое масло по каналам попадает к движущимся деталям. Давление масла регулируется диаметрами этих каналов. Стекающее с деталей масло по другим каналам попадает в поддон, откуда забирается насосом, очищается и снова попадает к деталям двигателя.

За давлением масла в системе смазки следит специальный датчик, а показания водитель видит на указателе, установленном на приборном щитке. И так бесчисленное количество раз.

По истечении определенного срока и пробега автомобиля масло в двигателе заменяют новым. Как правило, одновременно заменяют и фильтр очистки масла. Несколько слов стоит сказать о масляном фильтре. Основу его составляет пористый или волокнистый фильтрующий материал, в котором остаются микрочастицы. Если фильтр засорился полностью, масло он пропускать не будет, и может наступить так называемое «масляное голодание двигателя». Это очень опасно, двигатель сразу может испортиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, рядом с фильтром установлен клапан, который срабатывает и пропускает масло мимо загрязненного фильтра. Хоть и неочищенное, но все же масло поступает в систему.

Раздел: