Вы здесь

Элктрооборудование

Именно электрооборудование заставляет работать двигатель, освещает и обогревает салон автомобиля, помогает водителю в темное время суток и непогоду и делает еще много-много полезных дел.

Электрооборудование включает в себя, в общем, источники и потребители тока.

Между собой они связаны электрическими проводами. Проводов в автомобиле очень много, и если их вытянуть в один длинный провод, то он будет длиной в несколько километров.

Как мы знаем, чтобы соединить источник тока, например, батарейку и лампочку, нужны два провода. Отличительной чертой автомобильной электропроводки является то, что роль одного из проводов играет кузов автомобиля. Он изготовлен из металла и отлично проводит электрический ток. Это сделано для того, чтобы сократить вдвое длину проводов и упростить систему электрооборудования.

Источники тока

К источникам тока в автомобиле относятся генератор и аккумуляторная батарея. Начнем с аккумуляторной батареи.

Аккумуляторная батарея служит для питания потребителей электрическим током при неработающем двигателе и при работе двигателя на малых оборотах.

Батарея состоит из нескольких отдельных аккумуляторов, находящихся в общем корпусе и соединенных между собой. Принцип работы аккумулятора достаточно прост. Он сначала, как губка, впитывает в себя электрическую энергию, а затем ее отдает. И так повторяется несколько раз. Аккумуляторная батарея соединяется со всей электрической частью автомобиля.

Как только двигатель заработал, на помощь аккумуляторной батарее приходит генератор.

Генератор может вырабатывать значительно больше электрической энергии и отдавать ее практически неограниченное время, пока работает двигатель.

Генератор часть своей энергии отдает аккумуляторной батарее, подзаряжая ее, а основная часть идет в систему электрооборудования. Так они в паре и работают: сначала аккумулятор, который «оживляет» двигатель и генератор, а затем генератор заряжает аккумулятор

Потребители тока

Основными потребителями электрического тока, который вырабатывается генератором и аккумуляторной батареей, являются: система пуска двигателя, система зажигания, система освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы и дополнительное оборудование. Свое знакомство с потребителями мы начнем в этом порядке.

Система пуска двигателя

Основным в ней является стартер, вращающий маховик двигателя при его запуске. Затем в цилиндрах начинают происходить рабочие процессы, и он заводится. Маховик и коленчатый вал с поршнями вращать достаточно тяжело, поэтому стартер потребляет очень большое количество энергии. Причем вся эта энергия берется из аккумуляторной батареи.

Управляется система пуска с помощью ключа и устройства, называемого замком зажигания.

Система зажигания

Ее устройство рассмотрено в разделе, посвященном двигателю. Там же на схеме можно видеть и аккумуляторную батарею. При работе двигателя аккумулятору помогает генератор, заряжая его. Эта пара как раз и дает первоначальную электрическую энергию, необходимую для образования искры в цилиндре двигателя.

Система освещения и сигнализации

Приборы этой системы необходимы для движения автомобиля в темное время суток.

Они обозначают габариты автомобиля, предупреждают других водителей о его повороте или остановке, обеспечивают освещение дороги и салона автомобиля или автобуса.

На рисунке представлены некоторые из них.

В передней части автомобиля установлены так называемые блок фары. Это действительно не просто фара, а блок, или несколько приборов. Указатель поворота сигнализирует об изменениях движения, маленькая лампочка обозначает габариты автомобиля, а лампа фары освещает перед ним дорогу.

Сзади автомобиля установлены такие же блоки задних фонарей. В них входят указатели поворотов для подачи сигналов автомобилям, находящимся сзади. Для обозначения габаритов автомобиля в темное время суток служит габаритный фонарь. Фонарь заднего хода предупреждает других водителей о маневре, кроме того, он освещает дорогу при движении автомобиля задним ходом в темное время суток. Стоп сигнал дает знать о торможении водителям автомобилей, которые едут сзади. Это очень важно, чтобы они вовремя затормозили.

Блочная конструкция значительно облегчает ремонт системы электрооборудования, а также упрощает ее конструкцию.

Управление приборами освещения и световой сигнализацией осуществляется или вручную водителем, или автоматически с помощью выключателя, расположенного в той или иной системе. Например, в тормозной. Красные лампочки вспыхивают самостоятельно, как только водитель нажимает педаль тормоза.

Мы рассмотрели только несколько приборов. На самом деле их значительно больше. Они расположены и в багажнике, и в моторном отсеке автомобиля, и в его салоне.

Контрольно-измерительные приборы

Их назначение следует из названия: они замеряют необходимые величины, контролируют работу систем автомобиля и дают информацию водителю. Практически все приборы находятся на щитке перед глазами водителя. На рисунке можно познакомиться с некоторыми из них.

Мы уже говорили о важности герметичности гидравлической тормозной системы. За этим следит целая цепь приборов. В бачке есть датчик уровня тормозной жидкости, а на щитке приборов — красная лампа, которая загорается при утечке жидкости. Аналогичная цепь сигнализирует о падении давления масла в системе смазки двигателя.

За нагревом двигателя следит не просто лампочка, а прибор со стрелкой. По ней водитель может контролировать температуру нагрева двигателя. Но если температура поднялась, и двигателю грозит перегрев, то загорается тревожная красная лампочка.

Лампочек на щитке много, но все они работают по одному принципу: загорается красный свет — ехать нельзя, где-то неисправность, если горит желтый — внимание, что-то не в порядке; зеленый — все в норме, можно ехать.

На щитке же можно видеть и стрелочные указатели. Основные из них — спидометр, который показывает скорость движения автомобиля, и тахометр, показывающий обороты двигателя.

Дополнительное оборудование

К дополнительному оборудованию в автомобиле можно отнести: отопитель салона, омыватель и очиститель ветрового стекла, очиститель фар, омыватель и очиститель заднего стекла. На их назначении подробно останавливаться не будем, так как оно ясно из названия.

На самом деле в современном автомобиле может быть еще достаточное количество дополнительного оборудования, которое также потребляет энергию. Это кондиционер, электроподъемники стекол дверей, устройства подогрева стекол, зеркал и сидений, телевизор и многое другое. Так что система электрооборудования может разрастаться до больших размеров.