Вы здесь

Автомобильные рамы и кузова

Ходовая часть является основой всего автомобиля. Именно на ней крепятся агрегаты всех остальных систем. Ходовая часть определяет и внешний вид автомобиля, и его функциональную принадлежность.

К ходовой части относятся: рама или кузов автомобиля, подвеска, колеса.

На раме и кузове автомобиля располагаются все остальные узлы и агрегаты. Это — основа автомобиля. Они «держат», или «несут», все остальное. Поэтому и появилось название «несущие системы», которое прочно закрепилось за рамами и кузовами. Отсюда появились и названия конструкций кузовов автомобиля —рамные и безрамные.

Грузовые автомобили практически все имеют рамную конструкцию. На раме устанавливаются двигатель, коробка передач, подвески колес, кабина водителя и грузовая платформа.

Легковые автомобили и автобусы могут иметь как рамную, так и безрамную конструкцию. Рамная конструкция аналогична грузовым автомобилям, только все агрегаты сверху «накрываются» кузовом, который в свою очередь также крепится к раме. Безрамный, или несущий, кузов автомобиля не имеет рамы. Ее роль выполняют облегченные силовые элементы, которые конструкторы вставляют в днище кузова.

Рама должна быть прочной и стойко выдерживать не только вес всего, что к ней крепится, но и вес водителя, пассажиров, а главное — вес перевозимого груза. Чем больше автомобиль — тем он тяжелее и способен взять больше груза. А потому и рама у него должна быть крепче.

Рама состоит из двух длинных продольных лонжеронов и нескольких поперечин. Части рамы соединяют между собой специальными болтами или заклепками. Причем в основном применяют заклепки. Затяжка гаек болтов может со временем ослабнуть, или они сами могут разболтаться в отверстиях. С заклепками этого не происходит, поэтому их также используют при сборке корпусов самолетов и кораблей.

Для крепления на раме различных агрегатов к ней присоединены кронштейны.

Наблюдая за работающим двигателем, мы обратили внимание на то, как он «дрожит» или вибрирует. Эта вибрация при жестком креплении двигателя к раме может передаваться по ней к другим агрегатам. Чтобы этого не возникало, между рамой и двигателем установлены специальные резиновые шайбы или подушки. Они гасят вибрацию. Также через резиновые подушки к раме крепятся и все остальные вибрирующие узлы автомобиля — коробка передач, задний мост, подвески колес. А чтобы обеспечить комфорт водителю и пассажирам, кабина рамного автомобиля также крепится через мягкие опоры.

Теперь подробно рассмотрим несущие кузова автомобилей. Как мы уже упомянули, в них также имеется и рама, и прочный каркас кузова. Все детали каркаса скрыты под панелями кузова — крышей и крыльями. Их иногда так и называют — навесные панели.

Самый распространенный тип кузова — это «седан». У него имеется, как правило, два ряда сидений, на которые можно попасть через четыре двери, расположенные по бокам. Сзади у «седана» есть багажник для перевозки небольшого количества груза. Сверху багажник закрыт крышкой. Салон и багажник отделены друг от друга. Такой кузов удобен, если перевозятся в основном люди с небольшим количеством груза.

Если легковой автомобиль иногда должен перевозить не только людей, но и большое количество груза, то удобнее кузов «хэтчбек» или комби. Крыша плавно спускается назад, нет багажника с крышкой, а есть большая задняя дверь со стеклом. Багажное отделение не отделено от салона. При грузопассажирском варианте задний ряд сидений складывается, получается большое грузовое отделение, куда можно положить достаточное количество груза.

Если приходится перевозить еще большее количество груза или людей, то это удобнее делать в кузове «универсал». В отличие от «хэтчбека» задняя часть кузова у него более «угловатая». Это позволяет сделать грузовое отделение еще большим. По габаритам он также чуть длиннее. Поэтому у «универсала» помимо двух рядов пассажирских сидений можно разместить еще один дополнительный ряд в задней части. А при необходимости, легко сложив все ряды сидений (кроме первого), получаем большой грузовой отсек.

Если легковой автомобиль перевозит достаточно большое количество людей, то оптимальный вариант кузова — «вагон». Ряды сидений расположены друг за другом, потолок достаточно высокий. Получается маленький автобус.

На дорогих автомобилях часто устанавливается кузов «лимузин». По названию кузова их также называют лимузинами. За сиденьями водителя и переднего пассажира в лимузине установлена жесткая перегородка, имеющая опускающееся стекло. В салоне есть два или три ряда сидений, которые могут откидываться или поворачиваться.

И наконец, жарким летним днем так хотелось бы убрать крышу автомобиля и подставить лицо прохладному ветерку. Сделать это можно в автомобиле с кузовом «кабриолет». Крыша у него выполнена из мягкого материала, она легко складывается и убирается в чехол, расположенный сзади. А боковые стекла опускаются. Причем можно это сделать, не выходя из автомобиля. Достаточно нажать кнопку. А если начался дождь, то одно нажатие кнопки — и крыша у вас над головой.