Вы здесь

Сцепление

Первый элемент трансмиссии – это сцепление. Оно крепиться непосредственно на маховике двигателя и служит для передачи крутящего момента к коробке передач, а также для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного соединения обратно.

Общий вид сцепления таков: весь механизм расположен в кожухе, который прикреплен к маховику двигателя и вращается вместе с ним. На длинном валу находится диски, которые одним концом упираются в маховик, а другим приходятся на коробку передач и заканчиваются там шестерней. Это – первичный вал коробки передач. На валу имеются шлицы – длинные выступы, по которым перемещается только ведомый диск. Эти диски постоянно прижаты к маховику двигателя мощными пружинами и вращаются вместе с ним. Диски совершенно разные, нажимной диск – это массивный, металлический элемент, а ведомый – достаточно тонкий, с обеих сторон имеющий широкие кольца из мягкого материала, которые еще называют «фрикционными накладками». Со стороны коробки передач к нажимному диску на шарнирах крепятся нажимные рычаги. Если присмотреться, то они похожи на качели. Ось вращения жестко закреплена на кожухе сцепления. На один конец может нажимать свободно перемещающийся по валику нажимной подшипник. Если это произойдет, то второй конец, преодолевая силы пружины, перемещает нажимной диск. Нажимной диск, закрепленный на маховике, отодвигается от ведомого диска, закреплённого на первичном валу коробки передач и диски расслаиваются.

А теперь от конструкции перейдем к работе и рассмотрим все этапы. Перед началом движения водитель нажимает на педаль сцепления и включает передачу. Сцепление выключено – диски не касаются друг друга. Двигатель вращает маховик, маховик вращает кожух сцепления, к которому прикреплен нажимной диск, вращающийся вместе с ним. Педаль нажата – подшипник удерживает рычаги, пружины сжаты. Ведомый диск свободен и не вращается, соответственно вместе с ним и не вращается и первичный вал коробки передач с шестерней.

Чтобы тронуться водитель медленно отпускает педаль и наступает второй этап работы сцепления. Подшипник вслед за рычагом перемещается, отпускает рычаги и под действием пружин нажимной диск движется навстречу ведомому. Диски соприкасаются. Здесь-то и нужны фрикционные накладки, чтобы металл не терся об металл. Нажимной диск перемещается дальше, и ведомый диск прикасается к маховику. Он как бы зажат между двумя массивными вращающимися дисками, и сам потихоньку начинает вращаться. Соответственно, начинает вращаться и соединенный с ним при помощи шлицов первичный вал коробки передач. Крутящий момент передается на ведущие колеса, и автомобиль медленно трогается с места.

Водитель опускает педаль до конца, нажимной подшипник окончательно отпускает рычаги, и пружины накрепко сжимают диски. Все — сцепление включено, крутящий момент от двигателя полностью передается на колеса, и автомобиль набирает скорость.

Раздел: