Вы здесь

Устройство КПП

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от двигателя к карданной передаче, для возможности движения автомобиля задним ходом и для длительного разъединения двигателя и трансмиссии.

Коробка передач состоит из корпуса (картера) с крышкой, набора валов и шестерен и механизма переключения передач. Для обильной смазки деталей коробки передач и одновременного их охлаждения в картер заливается специальное трансмиссионное масло.

Теперь рассмотрим более подробно каждый из этих узлов. Корпус или, правильнее, картер коробки передач отливается из легких сплавов Он является основой всей коробки передач и одновременно емкостью для хранения масла. Чистое масло заливается через специальное отверстие, а отработавшее, выливается через сливное отверстие внизу. Сверху имеется крышка.

Набор валов и шестерен — это основная рабочая часть любой коробки передач.

«Начинается» коробка с ведущего вала, а «заканчивается» ведомым. Теорию работы шестерен мы уже знаем. Но на практике нельзя сразу применять самую маленькую и самую большую шестерни. Тогда коробка передач будет очень больших размеров. Для их уменьшения применяют несколько пар зацеплений шестерен, действие которых в сумме аналогично паре шестерен. Поэтому в коробке есть еще и промежуточный вал (и даже иногда не один). Шестерни могут скользить по валам для обеспечения различных зацеплений или закрепляться на них неподвижно

Для управления коробкой передач служит механизм переключения. В салоне автомобиля у водителя имеется рычаг, которым он и передвигает шестерни, включая различные передачи. Для того, чтобы шестерни при вращении входили легко и бесшумно, применяются специальные устройства — синхронизаторы. А рычаг связан с шестернями при помощи тяг и вилок.

В описании обычно используют понятие «количество ступеней» в коробке передач. Коробки легковых автомобилей обычно пятиступенчатые. В тяжелых грузовиках количество ступеней возрастает до 10-16.

Также существует автоматическая коробка передач, общую схему можно увидеть на картинке.

Применение автоматической коробки передач исключает необходимость постоянно использовать механизм переключения передач

Передачи переключаются автоматически в зависимости от нагрузки двигателя, скорости автомобиля и показаний различных датчиков.

Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, собственно набора шестерен и устройства управления. Гидротрансформатор — это аналог сцепления в механической трансмиссии. Крутящий момент передается не с помощью дисков, а с помощью специальной жидкости. Набор шестерен служит для изменения передаточного отношения. Устройство управления, изображенное снизу, заменяет и механизм переключения, и водителя. За водителя «думает» электронный мозг, собирая информацию со всех датчиков и выдавая команды исполнительным механизмам.

Раздаточная коробка

В схемах трансмиссий полноприводных автомобилей мы могли заметить, что после коробки передач устанавливается раздаточная коробка. Назначение ее понятно из названия — распределять (раздавать) крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам. Иногда это происходит в равной пропорции: одна половина переходит к переднему мосту, вторая половина — к заднему. А иногда какой-то из мостов получает больше. Также в некоторых раздаточных коробках есть механизм отключения одного из мостов.

Устройство раздаточной коробки аналогично устройству коробки передач, только меньше набор шестерен и валов.

Раздел: